СТРАНИЦА ВОСПИТАТЕЛЯ — ЭКОЛОГА

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Экологическое  воспитание  дошкольников  осуществляется  я  воспитателем  — экологом  Саськовой  Татьяной  Викторовной Образовательная  деятельность с дошкольниками   организуются  с детьми  старших и подготовительных  групп по программе «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова  — 2 раза в неделю.

Программа Наш — дом — природа автор Н.А. Рыжова

В  нашем  детском  саду  дети  учатся видеть   красоту  природы, наблюдать  за  ней, быть  внимательными и  заботливыми  по  отношению  ко  всему  живому.

В  Зимнем  саду  растут  такие  экзотические  растения  как Фикус, Пальма, Монстера и оформлен  уголок  пустыни,   с  чем  ребенок  не  может  встретиться  в  природе  нашего  края. А  подводный  мир  аквариума  привлекает  как  наших  малышей, так  и  их  родителей.

Коллективом  детского  сада  оформлены такие объекты природы как альпинарий, экологическая тропа, огород доктора Айболита.

Дети по своей природе исследователи, поэтому воспитанники детского сада с удовольствием экспериментируют  на  занятиях с  объектами  живой  и неживой  природы. Для  этого в  учебной  зоне  Зимнего  сада   мною  оборудована лаборатория по  блокам  программы «Наш  дом – природа».

Маленькие  дети  — любознательны. Вопросы, которыми  они  одолевают  взрослых «Камни  живые  или  нет?», «Как  дышат  деревья?». Чтобы  дети  сами  смогли  найти  ответ   на  интересующие  их  вопросы  я   организую экологические проекты: «Наше дерево», «Письма  животным», «Удивительные  камни», «Зеленый  мир  на  окне».

В  нашем Зимнем  саду у  детей  имеется  возможность    общения    с  природой             через  мини  —  музеи.  Мною  оформлены  мини музей  леса и музей  камня.

Для  чего?  Чтобы привлечь  внимание  и  интерес ребенка  к  природе.  В наших  мини-музеях  представлены необычные, редкие объекты природы, которые  дети  могут  потрогать и ближе рассмотреть. Такими экспонатами  стали  различные природные  камни, а  также  обычные  камни, которые  мы  превратили в  красивые   живые  существа. Собран  материал  о  растениях  не  только  нашего  леса, но  и   том, как  лес  помогает  его  обитателям  и  людям.

Дошкольный  возраст – пора  игры. Любимые  подвижные  игры наших  дошколят   «Мы  — капельки», «Гора  и  камешки»,»Вырасти дерево» а  сюжетные  игры  — «Прогулка  в  лес», «Юные орнитологи», «Магазин  цветов», «Экологическая полиция».

Полное ощущение природы  в Зимнем  саду возникает при включении  записи журчания ручейка, пения птиц, шума морских волн и ливневого дождя.
Я провожу  совместно  с  музыкальным  руководителем   музыкально — экологические праздники  и  развлечения  для  детей :  «Волшебница  вода», «День Земли», «День  птиц», «Наше  дерево». на  которых  дети  исполняют  песни о природе, танцуют, играют и  закрепляют  правила  поведения  в  природе.

Природа,  с  ее  необычным  разнообразием  явлений   производит  на  детей сильное  впечатление. Непосредственное  общение  с  природой  дает  ребенку  более  яркие  впечатления, чем  книги, картинки  и  рассказы  взрослых.

При   уходе  за  растениями  зимнего  сада  дети  с   большим удовольствием их поливают, протирают  листья. А сколько радости приносит зелёный огород в холодную зимнюю стужу!

Родители наших  воспитанников являются   активными участниками  экологических праздников, развлечений «Знатоки  воздуха», «Кто  в  воде  живет»  и выставок  рисунков  и  поделок  из  природного  материала  (видео рисунков  и  поделок).

В холле  детского  сада  для  родителей  наших  воспитанников  мною оформлен  стенд «Растим  юных  экологов»,  на котором я  систематически  обновляю  информацию  о  добрых  экологических делах  наших  воспитанников.

Совместно  с  воспитанниками  и  педагогическим  коллективом  детского сада  являюсь постоянным участником конкурсов экологической направленности:

В 2020 году  разработанный  нами проект «Маленький  исследователь  мира  природы» принял участие  и стал победителем в XVI  конкурсе социальных и культурных проектов  ПАО «Лукойл».  За счёт средств  Гранта,  было приобретено  лабораторное  оборудование: микроскопы, лупы, наборы  готовых  микро препаратов;  телескоп и планетарий. что  помогло расширить  возможности познания  дошкольниками  тайн  природы.

В детском саду созданы необходимые условия для реализации приоритетной задачи по экологическому воспитанию и образованию дошкольников:
 Зимний сад с разнообразными декоративными растениями и растениями различных климатических зон.
 Живой уголок в зимнем саду (черепахи водоплавающие, лягушки, аквариумные рыбы).

 Учебное пространство с различным дидактическим и демонстрационным материалом, научной, методической и художественной литературой по экологии, а также экологическая лаборатория для экспериментальной деятельности детей.
 Природные пространства в групповых помещениях
 Игровое пространство в Зимнем саду (сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес», дидактические  игры).
 Созданы условия для трудовой деятельности дошкольников в природном пространстве детского сада и участка (огород, клумбы, грядки для выращивания лука, укропа, петрушки)
 Экологическая тропа
 «Альпийская горка»

Нашим  первым  и  успешным  опытом  экологического проектирования  стала  разработка  проекта  «Наше дерево» по  программе  «Наш дом – природа» автор Н.А. Рыжова.

По  продолжительности  проект  долгосрочный (1, 5 года), ведется  каждым  воспитателем  в  старшей  и  подготовительной  группе. Затем   педагогическим  коллективом  внедрен  проект  по  созданию  современной  территории  детского  сада

Эколого — исследовательский  проект «Это удивительное дерево — Ель!»

В соответствии с  ФГОС  дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является  любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Содержание-центров-экспериментальной-деятельности

Картотека  экспериментальной  деятельности